![]() | |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в ПархомовкеС пятидесятиметровой колокольни церкви Покрова Пресвятой Богородицы взору предстает удивительный пейзаж, достойный пера Панаса Мирного: зеленые поля, кудрявые вишневые сады, пруды с голубыми плесами, аккуратные, сверкающие свежей побелкой хатки села Пархомовки…Собственно церковь видна издали. Чем-то необыкновенным веет от этого величественного сооружения: испытываешь то ли удивление, то ли подсознательное чувство значительности увиденного. Неожиданно уже то, что перед вами не просто обычный православный храм. Архитектуре Покрова Богородицы присуще едва уловимое дыхание готики. Впрочем, без характерной для католических храмов угрюмости, суровости. Она построена из желто-коричневого кирпича. А купола – традиционно православные. Непривычно расположена церковь: когда подходишь к входным воротам, видишь ее всю сразу, вместе с обеими мозаиками, выполненными по эскизам Н. Рериха. Так повернули ее к входу строители. Поражают сдержанность, благородство форм храма, внешняя простота. Изысканны отделочные материалы: гранит, мрамор, шифер, кованый металл, дерево, керамика и впервые в России – железобетон. Так утверждают специалисты. В храме в самых неожиданных местах – множество старинных надписей: мозаичных, вырезанных на мраморных плитах, вмонтированных в стены церкви. На одной из них читаем на старославянском языке: «Сооружен в честь и память Покрова пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903–1906". Грядет столетие возведения величественного памятника отечественной архитектуры. Официальная церковь на протяжении двух лет не давала разрешения на освящение Пархомовского храма: архитектурное решение не отвечало православным канонам. Не давали покоя отцам церкви языческие символы, коими украшен был храм, – изображения огня, проросшего зерна, ели, петуха, лестницы, молота, змей, стрел… Удивительно, но освящение все же состоялось спустя два года после окончания строительства. Притягивает взор асимметричность сдвинутых крестов под полукруглыми окошками. Непривычны для православного храма паркетный пол, скамьи для прихожан под внутренними стенами. Такое отступление от церковных канонов можно воспринимать и как эксперимент, и как синтетическое мышление авторов проекта. Построил церковь, по заказу помещика В.Ф. Голубева, архитектор В.И. Покровский. Внес свою лепту в создание мозаик по эскизам Николая Рериха один из лучших мастеров того времени В.А. Фролов, особым способом изготовивший в Петербурге смальту для мозаик «Спас Нерукотворный» и «Покров Богородицы». Местные жители чтут всех создателей удивительной святыни. Но особенно идейного вдохновителя сооружения храма – Виктора Федоровича Голубева, предпринимателя и мецената, одного из талантливейших русских инженеров, построивших в России немало железных дорог, заводов, учебных заведений, храмов, больниц на собственные средства. Рассказывают пархомовские знатоки, что Виктор Федорович пожелал построить в селе кирпичный завод, дабы оставить людям о себе добрую память. Но кто-то из друзей надоумил его вместо завода построить церковь. И Голубев послушался совета – задумал храм небывалый… Умер В.Ф. Голубев в Риме в 1903 году, не успев осуществить задуманное строительство. Он завещал похоронить себя в Пархомовке. Возводить церковь Покрова пресвятой Богородицы начали в 1903 году над склепом, где покоилось тело Голубева. Строительство храма осуществили сыновья Виктора Федоровича – Виктор Викторович и Лев Викторович Голубевы. Надо сказать, что судьбы В.В. Голубева и Н.К. Рериха так или иначе переплетались. Оба глубоко переживали разрушения памятников во времена Первой мировой войны, оба стремились напитаться мудростью и животворной энергией Востока, постичь истоки и пути человечества через историю и культуру народов. Оба тяготели к символическому, синтезирующему осмыслению мира. Не случайно это вылилось в сотворчество во время строительства церкви Покрова пресвятой Богородицы. Храм возводил архитектор В.А. Покровский, чьи идеалы были близки Н.К. Рериху. Исследователи называют Покров Богородицы в Пархомовке «воплощенной мечтой о красоте». Черты древнерусского зодчества в своем творчестве старались возродить как Покровский, так и Рерих. В свое время С. Эрнст отмечал вдохновленность мозаик Пархомовского храма византийскими образцами Эскиз мозаики «Покров Богоматери» и еще 12 эскизов мозаик и росписей для внутреннего и наружного убранства храма Н.К. Рерих разработал в 1906 г. Но из них были воплощены только две мозаики на наружных стенах. Н.К. Рерих в 4 номере журнала «Золотое руно» за 1907 год комментировал несколько своих эскизов, уточняя их цветовую гамму. По его комментариям, в интерьере храма должны были звучать основные цветовые аккорды – красный, зеленый, желтый и серый. Задумано было значительное и глубокое по мысли произведение, к сожалению, не осуществленное до конца. По замыслу создателей, фрески Пархомовской церкви должны были воплотить гуманистическую идею мирового единства. Николай Константинович искал в работе над эскизами для храма синтез архитектуры, живописи и элементов декоративного оформления. Смыслом такого произведения искусства было утверждение вечных идеалов. Это было время, когда мыслители, художники, люди творческие обращались к космическим категориям Красоты, Вечности, Беспредельности Бытия, характерных для искусства модерн. Но, несмотря на незаконченность воплощения замысла, прекрасная церковь вот уже почти век живет и радует, возвышает и соборует сердца многих живущих ныне… | |